Сайт учителя биологии Зуйковой О.В.

Меню сайта
Категории раздела
Актуально сегодня [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подумай и реши

5 класс

1. Известно, что почти все млекопитающие перемещаются на конечностях, однако опираются они при этом на разные их части. Это дало возможность ученым подразделить всех зверей на три группы: стопоходящие, пальцеходящие и фалангоходящие. Подберите из приведенного списка представителей каждой группы:

Человек, гризли, волк, гепард, жираф, кабан, кенгуру, лось, лошадь, полевка, тушканчик, слон.

стопоходящие:__________________________________________________________________________

пальцеходящие: ________________________________________________________________________

фалангоходящие: _______________________________________________________________________

 

2. Как-то, роясь в архивах известного в прошлом ученого, в руки архивариуса попался пожелтевший лист бумаги, на котором было перечислены названия шестнадцати животных начинавшихся на букву "Б". Напротив всего приведенного перечня размашистым подчерком было написано: " Завтра утром необходимо установить классы, к которым относятся все эти животные". Рядом, этой же рукой подписано "15 ноября 1798 года". Возможно, знаменитый зоолог, живший более двухсот лет назад, забыл об этой работе, т.к. указаний на то, что она выполнена, историк не нашел. Вам предстоит выполнить завещание ученого.

Животное - Класс

1. Бабочка - насекомое__ 9.________________________________________

2.______________________________________ 10.________________________________________

3.______________________________________ 11.________________________________________

4.______________________________________ 12.________________________________________

5.______________________________________ 13.________________________________________

6.______________________________________ 14.________________________________________

7.______________________________________ 15.________________________________________

8.______________________________________ 16.________________________________________

 

3.О каких птицах говорится?

а) Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетают от северных морозов. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год.

Ответ: ______________________________


 

б) С какой стороны ни взглянуть на эту птицу – она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами.

Ответ: ______________________________

 

4. «Что ты нахохлился, как воробей!», «Что ты смотришь, как баран на новые ворота!» В этих высказываниях подмечаются характерные особенности поведения животных. Вспомните и напишите 2-3 аналогичных крылатых выражения (пословицы, поговорки) и объясните, какие характерные особенности различных животных в них используются.

1._____________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________

5.«Язык — что собачий хвост» — так говорят о слишком болтливом человеке. Но для многих животных хвост — это не только главное средство общения, но и важная часть тела, выполняющая много полезных задач. Напишите, для чего разные животные используют свои хвосты

6 класс

1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

3. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга?

4. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия вероятнее всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?

5. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое - на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

6. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему?

7. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

8. В бразильских джунглях живет гриб, который растет буквально по минутам. Он появляется из белого упругого «яйца», которое прямо на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки. Из них появляется ярко-оранжевая шляпка на длинной белой ножке. Каждые 2 минуты эта ножка увеличивается на сантиметр. За 2 часа гриб вытягивается на полметра в высоту. Тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Тотчас же от гриба начинает распространяться сильный запах падали, который привлекает массу жуков и бабочек. С наступлением темноты гриб светится ярким зеленоватым цветом. К утру гриб умирает, оставляя после себя лишь небольшой комочек слизи. Что это за гриб?

9. В древних легендах сообщается о случаях, когда в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, вдруг встретили на земле массу мелких сухих крупинок. Они были похожи на манную крупу. Изможденные, отчаявшиеся люди стали есть эти крупинки. Насытившись, они обрели силы, которые помогли им закончить трудный путь из Египта в Израиль. В Библии эти крупинки были названы «манной небесной». Современные ученые предполагают, что легендарные крупинки - это съедобный лишайник. Так ли это?

10. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы?

11. В XVII веке на бирже в Голландии за луковицу этого растения сорта было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платьев и один серебряный кубок.

7 класс

1. Муравьи-листорезы живут в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта — камеры, галереи, тоннели. Hаиболее мощные муравьи-«фуражиры» вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. Зеленый листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-«закройщиками». Кусочки тут же подхватываются носильщиками. Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье идет пир горой — тысячи муравьев пожирают зеленый салат. Все оказалось более сложным и интересным. Муравьи не едят листья! Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьев.

2. Температура  тела насекомых во многом зависит от внешних условий. А внешняя температура может быть и небольшой. Для того, чтобы начать полет, температура тела насекомого (и особенно его груди) должна достигнуть достаточно высокого уровня. Например, бабочка крапивница взлетает лишь при температуре крыловых мышц равной 35 градусам. Не всегда бывает столь высокая температура воздуха, но насекомые все-таки летают! Откуда же они получают необходимое тепло?

3. На предметное стекло микроскопа помещали каплю чистой воды с инфузориями. Затем соединяли ее водяным мостиком с другой каплей, в которой были бактерии. Инфузории стали перехо­дить в каплю с бактериями. Почему?

4. С давних времен человек страдает от изнурительной болот­ной лихорадки (малярии), особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бес­сильна медицина?

5. В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн. дождевых червей. Рассчитайте, используя мик­рокалькулятор, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы. Какова их роль в процессе почвообразования?

6. Насекомые — наиболее распространенные животные на Зем­ле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество дает некоторым насекомым об­щественный образ жизни?

7. Горбуша мечет икру, а затем закапывает ее в мелкий гравий, а не в ил. Какое биоло­гическое значение имеет такое по­ведение рыбы?

 

8. К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внима­ния, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление?

 

9. Пресмыкающиеся характе­ризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и боль­шим запасом желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкаю­щихся по сравнению с земновод­ными, какие — о приспособлении этих животных к наземно-воздушной среде обитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.

 

10. Одна землеройка в тече­ние суток съедает такое коли­чество насекомых, которое по весу примерно соответствует массе ее тела (10 г). В лесу, подходящем по условиям обита­ния, на 1 га в среднем прихо­дится 100 землероек. Из всех уничтоженных землеройками насекомых примерно 40% — вредители леса. Сколько вреди­телей уничтожат землеройки за год на 25 га леса?

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz